Что такое IP-телефония?

IP-телефония - это услуга передачи голосовой информациив режиме реального времени через Интернет или любую другуюсеть на основе технологии VoIP. С точки зрения пользователейIP-телефония - это телефонная услуга, а с точки зрения оператора- передача данных.

IP-телефония частично основывается на существующей сети закрепленныхтелефонных линий. Использование технологии сжатия голосовыхсигналов позволяет более эффективно использовать полосу пропусканияканала.

Обычные телефонные звонки требуют разветвленной сети связителефонных станций, связанных закрепленными телефонными линиями,подвода волоконно-оптических кабелей и спутников связи. Отсюдапрямая зависимость стоимости разговора от удаленности абонента.В отличие от традиционной телефонии, основная стоимость IP-каналовсостоит из оплаты только скорости передачи (пропускной способности)или времени сеанса связи и лишь косвенно зависит от удаленности.

Все эти факторы приводят к тому, что стоимость передачи голосовыхданных посредством IP-телефонии ниже, чем у операторов традиционноймеждугородней/международной связи, и значительно меньше зависитот расстояния между абонентами.

При использовании технологии VoIP передача голоса происходитв несколько этапов.

Сначала голосовые данные поступают на специальное устройство,называемое шлюзом IP-телефонии, который с одной стороны связанс телефонными линиями и может соединяться с любым телефономмира, а с другой с IP-каналом.

Поступившие голосовые данные преобразовываются из аналоговыхв цифровые. Затем оцифрованные данные анализируются и обрабатываютсядля того, чтобы уменьшить их объем. Одновременно с этим подавляютсяфоновые шумы и ненужные паузы.

На следующем этапе полученная последовательность данных разбиваетсяна пакеты и к ней добавляется протокольная информация - адресполучателя, порядковый номер пакета на случай, если они будутдоставлены не последовательно, и дополнительные данные длякоррекции ошибок.

Преобразование голосовых данных в такие пакеты позволяетпередавать по IP-каналу одновременно несколько разговоров(в отличие от традиционной телефонии, где для передачи одногоразговора используется целый канал).

На другом конце канала находится аналогичный шлюз IP-телефонии,который принимает и преобразовывает полученные пакеты в голосовыеданные и передает на обычный телефонный номер. Так же возможнапередача данных типа телефон-компьютер и компьютер-компьютер.

Извлечение переданной голосовой информации из полученныхпакетов также происходит в несколько этапов. Когда голосовыепакеты приходят на шлюз, то сначала проверяется их порядковаяпоследовательность.

Поскольку IP-протокол, используемый в качестве транспортадля передачи данных, не гарантирует время доставки, то пакетысо старшими порядковыми номерами могут прийти раньше. Длявосстановления исходной последовательности и синхронизациипроисходит временное накопление пакетов.

Однако некоторые пакеты могут быть вообще потеряны при доставке,либо задержка их доставки превышает допустимый разброс. Вэтом случае включается алгоритм аппроксимации, позволяющийна основе полученных пакетов приблизительно восстановить потерянные,либо эти потери просто игнорируются, а пропуски заполняютсяданными случайным образом. Отсюда возникают небольшие искаженияголоса при передаче. Кроме того, так как IP-пакеты проходятчерез несколько маршрутизаторов, то во время разговора возникаютнебольшие (0,1 - 0,4 секунды) задержки.

Какое качество от IP-телефонии могут ожидать пользователи?Это зависит от загруженности промежуточных каналов IP. Существуютдве важных характеристики, определяющие качество связи канала.

Первая - время задержек при передаче сигнала. Время задержекв подавляющем большинстве случаев не является, однако, заметнойпомехой для связи. Если рассматривать численные величины задержек,то получается следующая картина:

  • 1-ый уровень до 200 мс. - отличное качество связи.
  • 2-ой уровень до 400 мс. - считается хорошим качеством связи.Если задержки постоянно удерживается на уровне 400 мс., то не рекомендуется использовать эту связь для деловых переговоров.
  • 3-ий уровень до 700 мс. - считается приемлемым качеством связи для ведения неделовых переговоров.

Такое качество связи возможно,также при передаче пакетов по спутниковой связи. Провайдеры IP-телефонии, работающие по выделенным каналам,попадают под 1-2 уровни. Также необходимо учитывать задержкипри кодировании/декодировании голосового сигнала, которыеопределяются характеристиками оборудования, использованногодля реализации шлюза. Средние суммарные задержки при использованииIP-телефонии обычно находятся в пределах 150-250 мс.

Другая важная характеристика, определяющая качество передаваемыхголосовых данных, зависит от количества потерь IP-пакетовпри передаче через канал. Здесь есть важное преимущество передтрадиционными каналами связи: даже в случае загруженностиканалов IP и потери части пакетов со сжатым речевым сигналом,программное или аппаратное обеспечение шлюза могут исправитьсигнал путем интерполяции соседних пакетов с учетом особенностейречевого спектра.

ЗАО ИФК Банкорп. 1994-2012. Все права защищены. Лицензии №39784, №39785, №40284, №39559, №39783 Федеральной службы по надзору в сфере связи МИиС РФ.
Абонентский отдел: (843) 2646 747, информационно-справочная и служба поддержки клиентов: (843) 2646 061 (многоканальный). Адрес электронной почты: hd@telebit.ru